работа над проектом

Господа студенты!
Вы народ занятой - учеба не шутка!
И все же, несмотря на необходимость штудирования дисциплин СУЗа, в вас заложена неуёмная потребность узнать как можно больше об окружающем мире. Следуя сей  потребности вы изъявили желание выполнить проект по ОБЖ и другим дисциплинам. Администрация техникума пошла навстречу студентам и разработала положение об исследовательском проекте (которое вам необходмо внимательно изучить!).  В положении представлены этапы работы над проектом, структура, содержание и оформление прокта, критерии по которым будет оцениваться ваш проект.
Изучив внимательно положение
вы должны заполнить паспорт проекта и подготовить содержание ( в электронном виде и сдать на проверку!).
Другие документы: актальность работы, методы исследования, задачи работы и т.д , предоставлены вам в помощь при  работе над заполнением паспорта проекта.

положение об исследовательском проекте.pdf (112,4 kB)
актуальность работы.doc (36 kB)
задачи работы.doc (34304)
методы исследования.doc (31744)
Объект и предмет исследования.doc (36352)
практическая значимость.doc (26624)
продукт проекта.docx (28180)
содержание работы.doc (27648)
теоретическая значимость.doc (25600)
цели работы.doc (44032)
этапы исследовтельской работы.doc (27648)

Проекты студентов – особый вид учебной и исследовательской деятельности, который является своеобразной ступенькой от теории к практике. Разрабатывая учебный проект, надо хорошо представить решаемую проблему, условия, для которых создаётся проект, опереться на имеющиеся теоретические знания и внести элемент оригинальности. Учебно-проектная деятельность требует значительной самостоятельности студентов при выборе проектного задания, разработке, презентация и защите проекта. Содержание и форма реализации студенческих учебных проектов отличается гораздо бо́льшим разнообразием, чем традиционная учебная деятельность, а тематика проектов может варьироваться в соответствии с пожеланиями студентов. Да и защита проекта становится увлекательным процессом, включая в себя элементы соревнования и шоу. Итак, можно сказать, что проекты студентов – это самостоятельность + творчество + увлекательность. А всё вместе – очевидная польза для освоения профессии.
Метод проектов подразумевает нахождение ребенком не только решения задачи, когда даны способ и сама проблема, не только нахождение способов решения задачи, когда дана проблема, но и нахождение самой проблемы, которую он хотел бы решить.

Этапы работы над проектом

Метод проектов как педагогическая технология не предполагает жесткой алгоритмизации действий, не исключает творческого подхода, но требует правильного следования логике и принципам проектной деятельности.

Более подробно содержание деятельности учителя и ученика будет рассмотрено нами в соответствии с этапами работы над проектом.

Процедуру работы над проектом можно разбить на 6 этапов. При этом следует отметить, что принципы построения проектов едины, вполне "взрослые" проекты строятся точно так же как и проекты, создаваемые учащимися. Поскольку мы говорим о методе проектов в образовательном процессе, хотелось бы отметить, что последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности: проблемная ситуация - проблема, заключенная в ней и осознанная человеком - поиск способов решения проблемы - решение. Этапы работы над проектом можно представить в виде следующей схемы:

                                                                                   

ПОИСКОВЫЙ

-Определение тематического поля и темы проекта.
-Поиск и анализ проблемы.
-Постановка цели проекта.

АНАЛИТИЧЕСКИЙ

  • Анализ имеющейся информации.
  • Поиск информационных лакун.
-Сбор и изучение информации.
  • Поиск оптимального способа достижения цели проекта (анализ альтернативных решений), построение алгоритма деятельности.
  • Составление плана реализации проекта: пошаговое планирование работ.
  • Анализ ресурсов.

ПРАКТИЧЕСКИЙ (реализация)

  • Выполнение запланированных технологических операций.
  • Текущий контроль качества.
  • Внесение (при необходимости) изменений в конструкцию и технологию.

ПРЕЗЕНТАЦИОННЫЙ

-Подготовка презентационных материалов.
-Презентация проекта.
  • Изучение возможностей использования результатов проекта (выставка, продажа, включение в банк проектов, публикация).

КОНТРОЛЬНЫЙ (рефлексия)

  • Анализ результатов выполнения проекта.
  • Оценка качества выполнения проекта.

 

3.1. Поисковый этап

Данный этап начинается с определения тематического поля проектов. Под тематическим полем в данном случае мы понимаем некую ограниченную область знаний, выделяемую на основе наблюдений познавательных потребностей и интересов. Выбор тематического поля - это организуемая и координируемая учителем процедура, результатом которой является определение темы проектной работы.

Следующим шагом является постановка проблемы. Под проблемой мы понимаем противоречие между идеальной и реальной ситуацией. Более общее понимание проблемы - "осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в той или иной ситуации, средствами наличного знания или опыта - в данном случае можно сузить до противоречия между субъективной «нуждой» и условиями внешней среды, не позволяющими ее удовлетворить.

В процессе выбора ученик неосознанно останавливается на том тематическом поле, в рамках которого он испытывает неудовлетворенность своих претензий (например, ему хочется разводить влаголюбивые растения в своей комнате, воздух которой сильно иссушен системой центрального отопления). Теперь необходимо актуализировать осознание этого противоречия, сформулировать его, определив тем самым проблему.

В идеале проблемы должны выдвигаться самими учащимися, а роль учителя должна состоять в том, чтобы способствовать определению проблемы наводящими вопросами.

Возможными источниками проблемы могут выступать базовые дидактические противоречия:

  • между известным и неизвестным;
  • между знаниями и умениями;
  • между сложностью задачи и наличием способа ее решения;
  • между потребностями и возможностями их реализации.

Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.

Другим основанием для создания проблемной ситуации может выступать необходимость выбора из совокупности имеющихся возможностей (пути решения, ответа, оценки), такие ситуации усложняются условием аргументации причин выбора, определением критериев осуществления выбора.

Проще говоря, ситуация может приобрести проблемный характер если:

  • имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить,
  • требуется установить сходства и различия,
  • важно установить причинно-следственные связи,
  • необходимо обосновать выбор,
  • требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями,
  • стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения.

В любом случае проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая для ученика, ее решение должно быть важно для учащегося.

В реальной практике нередко случается, что учащийся сразу обращается к учителю если не со сформулированной проблемой, то, по крайней мере, с описанием своих намерений или высказывает определенный интерес. В этой ситуации работа над определением тематического поля проекта все равно проводится.

Если ученик предъявил проблему, то определение тематического поля поможет в поиске источников информации.

Сформулированная в форме противоречия проблема легко преобразуется в цель. Например:

Проблема:      Мне необходимо уехать на турбазу с родителями на две недели, но мои домашние цветы нуждаются в ежедневном поливе.

Цель:               Организовать систему автоматического полива комнатных растений.


3.2. Аналитический этап

После постановки цели проекта в первую очередь на этом этапе необходимо определить, какая информация необходима для ее достижения (реализации проекта).

Вопрос об используемых источниках информации руководитель проекта и учащийся могут решать на свое усмотрение в зависимости от цели проекта, в то время как со стороны их количество может показаться избыточным или недостаточным. Подростки способны самостоятельно планировать поиск информации, о ходе которого учитель, как правило, узнает во время первых консультаций. Даже при высоком уровне сформированности умений работать с информацией учащиеся могут столкнуться с объективными трудностями. Задача педагога в этом случае будет состоять в то, чтобы "снять" их тем или иным образом. Например, работу ученика 8 класса (проект "Самодельная сварка") со статьей по механизации трудоемких процессов осложнило обилие незнакомых терминов, кроме этого, ему "не хватило знаний для того, чтобы понять содержание". В этой ситуации учитель может "прокомментировать непонятные места", отослать ученика к справочной литературе, порекомендовать ему обратиться к какому-либо эксперту.

Нередко при работе над проектом учащиеся находят источники информации, которые были неизвестны учителю, получают самую свежую информацию. Как правило, во время консультаций педагог обсуждает с учениками результаты информационного поиска.  Следует помнить, что руководитель проекта в первую очередь является носителем проектной культуры, отвечает за соблюдение общего алгоритма работы над проектом.

На этом этапе учащийся выполняет все основные шаги разработки проекта. Уровень его самостоятельности при выполнении каждого шага может быть различным. Учащийся конкретизирует свои намерения, описывая желаемую для него ситуацию. При этом в начальной школе он может только в общих чертах обрисовать то, что хочет изменить, позже учащийся конкретизирует наиболее важные для него черты идеальной ситуации, а в старших классах соотносит свои интересы с интересами других людей, которых эта ситуация касается. Затем учащийся рассматривает существующую ситуацию, описывая ее в начальной школе в общих чертах, позже - более детально, с элементами анализа (выделение характеристик, установление причинно-следственных связей и т.п.). Для этого нередко требуется дополнительный информационный поиск.

На основе анализа ситуации ученик может поставить (с помощью учителя, а позже – самостоятельно) проблему или конкретизировать ту проблему, с которой он пришел в проект. Постановке проблемы предшествует выявление противоречий между реальной и желаемой ситуацией.

Затем учащийся проводит анализ проблемы, выделяя (на начальных этапах с помощью учителя) причины и (в старших классах) последствия ее  существования, определяя, решаема ли для него та или иная проблема (может ли он устранить своими силами причины ее существования), заинтересован ли кто-то кроме него в решении этой проблемы. Эта работа позволяет точнее определить тематическое поле проекта. Например, ученица столкнулась с проблемой следующего характера: желая подработать, она получила предложение участвовать в распространении товаров и информацию об условиях такой работы, но не могла понять, выгодно ли ей это. Проделанный ею анализ помог уточнить, что для принятия решения она не имеет информации не о прямых затратах, а об альтернативных издержках такого вида трудовой деятельности. Учащиеся усмотрели проблему в росте случаев заболевания гриппом в микрорайоне школы. Проведенный анализ показал, что население не столько не знает мер профилактики этого заболевания (как они считали изначально), сколько  не соблюдает их, не придавая серьезного значения этому заболеванию.

На основе выявленной (или присвоенной) учащимся проблемы, он  ставит цель своего проекта. Цель отвечает на вопрос ЧТО должно быть изменено в реальной ситуации (чтобы она совпала с идеальной, с точки зрения ученика). Определив цель, учащийся предлагает один или несколько способов ее достижения (отвечает на вопрос КАКИМ ОБРАЗОМ).

Многие проблемы могут быть решены различными способами, поэтому необходимым шагом в разработке замысла проекта старшеклассниками является изучение альтернативных способов решения проблемы и выбор оптимального решения. Анализ альтернатив может проводиться по различным основаниям: учащийся может предпочесть способ решения, например, наименее ресурсозатратный или позволяющий привлечь к проблеме внимание многих людей и т.п. Младшие подростки способны предложить способ убедиться в достижении цели, определить риски. Учителю необходимо грамотно провести с учащимися обсуждение способов решения проблемы, при этом можно использовать такие известные приемы, как, например, мозговой штурм.

Например, учащийся столкнулся с проблемой: комнатные растения требуют постоянного полива, следовательно, дежурства в школе в летний период. Проанализировав ситуацию, он выяснил, что устранить ряд причин существования проблемы (изменить жизненный цикл растений или функциональные обязанности персонала школы) он не может, и поставил цель «организовать систему автоматического полива комнатных растений». Анализ различных способов решения (в данном случае, почерпнутых в журнале «Юный техник» и предложенного учителем технологии) позволил выбрать способ ее достижения: с помощью декоративной трубки из пористой керамики.

Когда учащимся ясна цель проекта, следует организовать работу по определению задач, которые указывают на промежуточные результаты и отвечают на вопрос, ЧТО должно появиться (быть сделано), чтобы цель проекта была достигнута (чтобы результат был получен). Задачи могут решаться в различной последовательности (иногда параллельно группа может работать над решением нескольких задач), их не следует путать с этапами работы (сбор информации, изготовление предмета, подготовка материалов к презентации и т.п.). Например, чтобы выявить альтернативные издержки сетевого маркетинга, необходимо 1) проанализировать мнение участников этого процесса о дополнительных издержках (результат – альтернативные издержки глазами распространителей товаров), 2) разработать модели презентации и продаж и просчитать их бюджет (результат – модель альтернативных издержек).

Затем каждая задача дробится на шаги (отдельные действия, которые ученик выполняет полностью за ограниченный промежуток времени). Затем ученик составляет план работы, расставляя шаги в необходимой последовательности, учитывая то, что некоторые действия он не сможет выполнить без предварительного завершения других шагов. На основании полученного списка шагов учащийся может спланировать необходимые для их реализации ресурсы (в том числе информационные).

Любой проект должен заканчиваться созданием продукта, который обязательно должен планироваться. Младшие школьники описывают продукт, называют его характеристики, которые кажутся им важными для использования продукта по назначению. Подростки планируют использования продукта потенциальными потребителями, старшеклассники дают рекомендации по использованию полученного продукта другими, указывают границы использования продукта, планируют продвижение продукта. Так как продукт получается при выполнении проекта, решающего значимую для ученика проблему, то он воспринимается учащимся как ценный в первую очередь для самого себя. Поэтому в некоторых случаях, если педагог видит коммерческую, социальную, научную и т.п. ценность продукта, ему следует напоминать учащимся, что продукт также может быть использован и другими субъектами.

3.3. Практический этап

На этом этапе учащиеся реализуют запланированные шаги (действия), выполняют текущий контроль. При работе над проектом учащиеся реализовывают \ осваивают различные технологии деятельности, новые способы деятельности (видеосъемка, работа с компьютером, проведение социологических исследований, сварка и т.д.).

На этом этапе наиболее высока степень самостоятельности учащихся, а учитель выступает преимущественно в роли консультанта.


При консультировании учитель - руководитель проекта может занимать разные позиции: инструктора, эксперта, тьютора. Выбор зависит от степени самостоятельности учащихся и специфики деятельности в проекте. Например, если ученик выполняет какие-либо работы, связанные с угрозой для здоровья и жизни учитель выступает в роли инструктора по технике безопасности, то есть может жестко рекомендовать или запретить какие-либо действия. Консультант может также выступать с экспертных позиций, при этом экспертом, то есть носителем определенных знаний и опыта, может и должен стать не только руководитель проекта, но и другой учитель-предметник или специалист в какой-либо области. Привлечение последних в качестве консультантов при работе учащихся над проектами способствует организации образовательной среды, выходящей за рамки образовательного учреждения.  Руководитель проекта может рекомендовать учащимся обратиться к определенным экспертам или, с учетом возраста учеников, организовать работу с привлечением внешних специалистов.

3.4. Презентационный этап

Каждый проект должен завершаться получением какого-либо продукта. В известных нам проектах учащихся это были: видеофильм, альбом, барометр, компьютерная газета, бюллетень, зимний сад, альманах, сварочный аппарат, сайт, костюм, исковое заявление, письмо главе местной администрации, макет, словарь, электромагнит, атлас, воздушный змей, передвижная выставка, экспозиция музея, генеалогическое древо, электродвигатель, сбор лекарственных трав и т.д. Этот список можно было бы продолжить.

Нам неоднократно приходилось сталкиваться с таким мнением, что продуктом проектной деятельности может являться реферат. Это не исключено, но, на наш взгляд, такая форма самостоятельной работы, как подготовка реферата, строится по другим законам, по другой технологии, нежели работа над проектом. Написание реферата направлено, скорее, на расширение или углубление знаний, развитие общеучебных умений, а не на решение личностно-значимой для учащегося проблемы. Поэтому не стоит полагать, что работа над рефератом может стать своего рода подготовительным этапом перед включением учащихся в проектную деятельность.

Презентация по своей сути предназначена для демонстрации полученного продукта, а не для рассказа о процессе работы над проектом. Достаточно распространенным является стремление учителя включить в итоговый продукт все, что было создано учеником во время работы над проектом. Такое стремление идет вразрез с задачами по формированию способности к текущему контролю, анализу и отбору информации, оценки результата. Понятно и объяснимо желание педагога услышать во время презентации о том, чему научились и что узнали ученики в процессе работы. Но на презентации в первую очередь должен быть представлен продукт проектной работы.

Вместе с тем существует такая культурная форма, в рамках которой речь может идти о формировании проектного замысла, об основных этапах проектной работы и т.п. Это так называемая защита проекта, которая может проводиться по окончании аналитического этапа.

Презентацию проектов надо организовывать специальным образом. Здесь открываются самые широкие возможности для творческого поиска учителем организационных форм презентации. Это может быть: выставка, аукцион, спектакль, концерт, видеожурнал, демонстрация видеофильма, дегустация, рекламная акция, демонстрация моделей и т.д.

По своему педагогическому эффекту это один из самых важных этапов проекта, когда учащийся получает возможность предоставить плоды своего труда.

Педагог несет ответственность за создание условий для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.)

В нашем изложении один этап работы над проектом последовательно сменял другой. Однако проект – живой организм, поэтому при его выполнении возможно возникновение самых различных затруднений, тем более, что вместе с высокой степенью самостоятельности учащиеся получают и право на ошибку. Проекты бывают не реализованы чрезвычайно редко, но порой случается, что некорректно сформулированная проблема не позволяет грамотно поставить цель или вместо задач при планировании указываются отдельные шаги, не удается спланировать продукт и т.п. В этом случае возможно и необходимо возвращение с одного этапа на другой, на котором была допущена ошибка. Возвращение на предыдущий этап возможно, если речь не идет буквально об ошибке: выбранный способ деятельности требует ресурсов, которых на момент выполнения практического этапа не оказывается у учащегося в распоряжении, если информационный поиск, проводимый на практическом этапе (создание информационного продукта) позволяет понять, что при анализе ситуации был упущен какой-либо важный фактор и т.п..

Проект «Гражданин»: методика и практика реализации.

Этапы проекта

Содержание этапа

 Социальный проект «Гражданин».

1 этап. Подготовка учащихся к работе над проектом.

 

Актуализируются знания учащихся о структуре органов государственной и местной власти,

проводится анализ нынешней ситуации на данной территории (на сколько здесь органы вл

реализуют интересы разных категорий населения), рассматриваются вопросы влияния

общественности, средств массовой информации на политику администрации.

Итогом работы на этой стадии должны быть четко сформированные представления учащихся о деятельности различных ветвей власти, сферах их ответственности, специфике работы и полномочиях законодательных органов. В государстве существуют органы власти, которые руководствуются прежде всего законами и широкая общественность – граждане данного государства, интересы которых не всегда бывают услышаны и реализованы органами власти. Для того, чтобы власть в своей деятельности реализовала интересы граждан необходима целенаправленная «общественная политика», которая, прежде всего, стоит на защите прав личности и обеспечения общественного блага.

Используя методику «Мозгового штурма» проработать три подхода к решению проблем (привести примеры):

 

Проблемы, за решение которых отвечают:

Правительство

Народ и правительство

Сами люди

(защита жизни и имущества граждан, национальная безопасность и др.)

(бесплатное среднее образование, служба в армии и др.)

(семейный бюджет, отдых и др.)

2 этап. Выбор проблемы

 Способы сбора проблем, волнующих школьников или социум, которые значимы для данной территории и требуют своего решения.

 а) «ящик предложений»;

 б) метод «Мозгового штурма»;

 в) ромашка;

 г) интервью и др.

 Ранжирование и выбор наиболее актуальной темы,  которая интересует ребят:

а) в малых группах (по 3-5 человек) ребята представляют свои аргументы относительно проблемы по предлагаемой матрице;

 б) голосование.

Памятка

Избегайте проблем, которые:

  • Требуют немедленного ответа;
  • Требуют профессиональных знаний;
  • Затрагивают узкий круг интересов;
  •   Требуют четкого ответа «да» или «нет».

Подумайте:   АКТУАЛЬНОСТЬ

  • Стоит ли данная проблема на повестке дня;
  • Отражает ли проблема реальную заботу людей;
  • Является ли эта проблема трудноразрешимой;
  • Достаточно ли важна проблема, на ваш взгляд;
  • Можно ли по ней принять решение.

Правила проведения «Мозгового штурма»:

  1. Говорите только тогда,  когда вам дадут слово.
  2. говорите все, что приходит вам в голову. Чем больше предложений -  тем лучше.
  3. Не обсуждайте и не критикуйте высказывания других людей.
  4. Развитие идей других поощряется.
  5. Продолжайте думать даже когда считаете,  что ваша фантазия уже истощилась.
  6. Определите,  сколько минут будет продолжаться штурм.
  7. Записывайте идеи так, чтобы все их могли видеть.

3 этап. Сбор информации (исследование проблемы)

1) Социологические опросы разных категорий граждан:

  • Учащиеся;
  • Взрослые;
  • Учителя;
  • Родители;
  • Население.

Обработка материалов социологических исследований.

2 )Изучение законодательной базы

3) Анализ материалов СМИ, документов.

4) Встречи, интервью с компетентными специалистами.

а) Анкетирование;

б) Интерактивные опросы;

в) Наблюдения;

г) Проективные техники «Как бы я решил эту проблему, если бы я был…».

 

 

 

Международные, федеральные, региональные, местные законодательные акты, Устав школы.

Цели и задачи

 

Должны быть конкретными, измеряемыми, направленными на конкретные действия, учитывающими время и ресурсы.

Цель: (конечный результат)

Задачи: (что мы можем сделать)


 

4 этап. Разработка собственного варианта решения проблемы.

 

Компонуют материал по разделам:

  • Актуальность и важность данной проблемы для школ села, района области, страны;
  • Информация о различных подходах к решению данной проблемы;
  • Программа действий, которую избрали дети (мозговой штурм и обсуждение);
  • Разработка варианта реализации своей программы с элементами моделирования принятию позитивного решения конкретной властной структурой.

Что сделала, предприняла команда

  • Петиция;
  • Письмо;
  • Публичное выступление;
  • Интервью;
  • Телефонные звонки;
  • Фестиваль;
  • Трудовые акции;
  • Использование СМИ (публиковать свои материалы, рассказать о предпринятых шагах);
  • Сбор средств;
  • Акции милосердия и др.

 

 

 

 

При разработке собственного варианта реализации проблемы приемлема следующая методика обсуждения:

Подходы

Стратегический

Тактический

  1. Выбор наиболее приемлемой стратегии, метода реализации проекта.

 

  1. Разработка путей выполнения проекта с позиций:

а) эффективности;

б) посильности;

в) общественной значимости;

г) законности.

Выбор позитивной тактики:

 

 

 

  1. «Мозговой штурм» - посредством составления конкретного перечня приемов, шагов, соотносимых со стратегией решения проблемы.

 

 

  1. Обсуждение приемов, шагов, выбор из них наиболее приемлемых.
  2. Структурирование, составление реального плана действий на основе планируемого круга мероприятий.

5 этап. Реализация плана действий команды учащихся.

Школьники делают попытку реализовать на практике полностью или частично свой вариант решения проблемы. В этих целях возможны различные действия и акции::

  • Письменные обращения в исполнительные и законодательные органы;
  • Передача своих предложений в СМИ, общественные организации;
  • Подключение к работе ресурсов коммерческих структур и различных фондов;
  • Практическое участие школьников (трудовые акции, сбор средств, организация добровольческих кампаний и другое).
  • Расчет бюджета, его обоснованность.

 

Экономический аспект проекта

  1. Должен быть реалистичен, экономичен.

2.  Достаточен  для обеспечения всех видов деятельности.

  1.        3.  Учитывает все возможные для данной команды источники финансирования:

 

  • Cредства из бюджетов различных уровней (в случае, когда проблема вписывается в строку бюджета);
  • Спонсорские средства;
  • Средства от благотворительности;
  • Работы на добровольной основе;
  • Гранты;
  • Собственное участие;
  • другое.

Бюджет:

  1. Название статьи.
  2. Что для этого надо.
  3. Какими средствами располагаем.
  4. Ожидаемый результат.

 

Обоснование по каждой из статей.

6 этап. Подготовка к защите проекта.

Стенд

Состоит из четырех разделов (2-5 этапы работы над проектом).

Выставленные стенды могут включать в себя фотографии, оригинальные рисунки, плакаты, схемы, диаграммы, которые могут образно и наглядно на расстоянии представить окружающим суть данного проекта.

Портфолио

Здесь также четыре раздела, где боле тщательно отражена работа над 2-5 этапами проекта.

1 раздел – содержит материалы, демонстрирующие аргументы учащихся в выборе проблемы проекта.

2 раздел – используя наиболее выразительные данные разных источников информации, материалы социологических исследований, имевшиеся попытки решения назревшей проблемы, а также варианты альтернативных программ, дает обзор информационных ресурсов проблемы.

3 раздел – поясняет специфику программы действий, выработанную школьниками.

4 раздел – представляет реализацию плана действий команды учащихся по решению избранной проблемы, примеры их влияния на властные структуры.

 

 

 

 

 

7 этап. Презентация проекта.

Советы ребятам, которые помогут им при выступлении

 

  • Говори кратко;
  • Говори громко, не торопись;
  • Не говори монотонным голосом;
  • Стой прямо, не качайся из стороны в сторону;
  • Говори свободно, только иногда заглядывай в записи;
  • Смотри в глаза людей в аудитории, а не в потолок и не в пол;
  • При ответах на вопросы отвечай кратко, вежливо, терпеливо.

 

Правила эффективного умения слушать:

  • Слушай собеседника с желанием;
  • Ведите себя доброжелательно;
  • Перестаньте говорить сами;
  • Сопереживайте ребятам, которые выступают;
  • Старайтесь не отвлекаться;
  • Всегда отвечайте корректно и положительно;
  • Не спорьте мысленно;
  • Помните, у всех разные манеры общения;
  • Не теряйте чувства юмора.

Рефлексия.

Роль педагога

 

Для чего нужны педагоги-добровольцы

  • Поддержка;
  • Увеличение круга общения;
  • Новые интеллектуальные ресурсы;
  • Оказание квалифицированной помощи;
  • Привлечение внимания общественности.

Чем могут помочь педагоги-добровольцы

  • Проверка знаний и ход их выполнения;
  • Помощь учащимся в сборе информации;
  • Подготовка к презентации;
  • Анализ проведенной работы.

 

Чего не должны делать педагоги-добровольцы

  • Писать за учеников письма;
  • Звонить, проводить исследования;
  • Подбирать и оформлять материалы «портфолио»;
  • Оформлять стенд.

 

Источник: http://si-sv.com/index/0-73
Ратушнова Т.Г методика работы над проектами