Рабочая программа по ОБЖ для СПО 105 часов

Минобрнауки России

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение                  высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

Сургутский нефтяной техникум (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования

«Югорский государственный университет»

 

Рассмотрено и одобрено                                                                                                                          УТВЕРЖДАЮ

на заседании кафедры экономики                                                                                                заместитель директора

Протокол  №__1__                                                                                                                            по учебной работе 

от «_09__»__сентября__2015 г.                                                                                                  __________ С.А. Парфенова                       Заведующая кафедрой                                                                                                           « 09_»__сентября__2015 г.                  ___________ И.С. Маснева                                                                   

 

                                                                РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ (ОБЖ)

      21.02.01 Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений

                                                  21.02.02 Бурение нефтяных и газовых скважин

                                                 18.02.09. Переработка нефти и газа

                15.02.01 Монтаж и техническая эксплуатация промышленного оборудования

(по отраслям)

            23.02.03 Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта

                                                                                                    2015

Программа учебного базового предмета разработана согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации,  реализующих программы общего образования» с учетом профиля получаемого профессионального образования (технического). Рабочая программа разработана на основании примерной  программы учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности», автор Мишин Б.И., для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования. – Москва, 2008. Примерная программа  рекомендована Экспертным советом по профессиональному образованию Федерального государственного учреждения Федерального института развития образования (ФГУ ФИРО).

Заключение Экспертного совета   от 16 апреля  2008 г.

Организация-разработчик:  Сургутский нефтяной техникум – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

Разработчик:

Ненашева-КручинкинаН.В. – преподаватель биологии, экологических основ природопользования, ОБЖ.

Ф.И.О., ученая степень, звание, должность

   Сургутский нефтяной техникум – филиал государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Югорский государственный университет»

СОДЕРЖАНИЕ

 

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

4

  1. СТРУКТУРА и ПРИМЕРНОЕ содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

 

6

  1. условия реализации  учебной дисциплины

 

15

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

 

17

1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Основы безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)

1.1. Область применения примерной программы

Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального образования в соответствии федеральным базисным  учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) основы безопасности жизнедеятельности изучаются как базовый предмет в учреждениях начального профессионального образования (далее – НПО)  независимо от профиля получаемого профессионального образования. Согласно протоколу № 1 от 10.04.2014г  Научно-методического совета ФГАУ «ФИРО» количество часов отведенных на изучение дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» – 70 часов.

Программа учебной дисциплины является базовым учебным предметом при освоении специальностей 21.02.02 «Бурение нефтяных и газовых скважин», 21.02.01 «Разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений»,  15.02.01 «Монтаж и эксплуатация промышленного оборудования», 18.02.09 «Переработка нефти и газа», 23.02.03 «Техническое обслуживание и ремонт автомобильного транспорта», в учреждениях СПО технического профиля.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина принадлежит к циклу общеобразовательных дисциплин, согласованной с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Программа ориентирована на достижение  следующих  целей:

         освоение знаний о безопасном поведении человека в опасных ситуациях природного, техногенного и социального характера; о здоровье и здоровом образе жизни; о государственной системе защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций; об обязанностях граждан по защите государства;

  • воспитание ценностного отношения к здоровью и человеческой жизни; чувства уважения к героическому наследию России и её государственной символике, патриотизма и долга по защите Отечества;
  • развитие  черт личности, необходимых для безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях и при прохождении военной службы; бдительности по предотвращению актов терроризма; потребности ведения здорового образа жизни;
  • овладение умениями оценивать ситуации, опасные для жизни и здоровья; действовать в чрезвычайных ситуациях; использовать средства индивидуальной и коллективной защиты; оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим.

Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.

Программа выполняет две основные функции:

- информационно-методическую, позволяющую всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся средствами предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»;

- организационно-планирующую,  предусматривающую выделение этапов обучения,  структуирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации обучающихся.

Основными содержательными модулями программы являются: обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья; государственная система обеспечения безопасности населения; основы обороны государства и воинская обязанность; основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Таким образом, рабочая программа представляет возможность реализации различных подходов к построению образовательного процесса, формированию у обучающихся системы знаний, умений, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций:

умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность в сфере безопасной жизнедеятельности;

умений оценивать и корректировать свое поведение в окружающей среде на основе выполнения экологических требований, участвуя в проектной деятельности, учебно-исследовательской работе;

умений отстаивать свою гражданскую позицию, осознанно осуществлять выбор пути продолжения образования или будущей профессии.

Учебная дисциплина «Основы безопасности жизнедеятельности» рассчитана в общем объеме на 105 часов: 70 часов аудиторных и 35 часов самостоятельных занятий и изучается студентами всех специальностей в соответствии с учебным планом.

На  основании Приказа  Минобрнауки России от 19.10.2009 № 427 «О внесении изменений в федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования», утвержденный приказом Министерства образования Российской Федерации от 5 марта 2004 г. № 1089» при разработке рабочей программы по ОБЖ в  раздел 1 «Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья» внесен абзац  «Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств)». Количество часов на Раздел 4 «Основы обороны государства и воинская обязанность» уменьшены.

                          2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

                                  2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

Общая трудоемкость дисциплины

105

Аудиторные часы

70

Лекции

54

Практические занятия (ПЗ)

16

Семинары (С)

12

Лабораторные работы (ЛР)

-

Самостоятельная работа

35 из них:1 семестр -24 ч.; 2-ой семестр  - 11 ч.

Курсовой проект (работа)

-

Вид итогового контроля

Дифференцированный зачет

2.2. тематический план и содержание учебной дисциплины  (ОБЖ)

Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и

 чрезвычайных ситуациях

Тема 1.1.  Опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера;

поведение человека в этих ситуациях

Студент должен:

знать:

- опасные ситуации природного, техногенного и социального характера, возникающие в повседневной жизни, и правила поведения в них;

уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Содержание учебного материала:

Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера, источники их возникновения. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабам  их распространения и тяжести последствия; действия населения при их возникновении.

Краткая характеристика наиболее вероятных для данной местности и района проживания чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Роль несовершеннолетних в возникновении опасных ситуаций социального характера. Уголовная ответственность несовершеннолетних.

Хулиганство, грубое нарушение общественного порядка, повреждение чужого имущества, вандализм, насилие над личностью. Виды наказаний, назначенных несовершеннолетним.

Практическое занятие № 1. Изучение и отработка моделей поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера

Практическое занятие № 2  «Изучение и отработка моделей поведения  в условиях ЧС  техногенного характера»

Самостоятельная работа. Краткая характеристика опасных ситуаций социального характера. Криминогенная обстановка в местах проживания, правила безопасного поведения в местах повышенной криминогенной опасности: рынок, общественный транспорт, подъезд дома, лифт, стадион. – 2 часа

Тема 1.2  Способы защиты населения от оружия массового поражения

Характеристики ядерного и биологического оружия. Способы защиты населения. Характеристики химического оружия. Способы защиты населения при отравлении СДЯВ. Средства коллективной и индивидуальной защиты населения.

Практическое занятие № 3 «Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени».

Самостоятельная работа. История разработки биологического оружия, генетическое оружие, воздействие на организм отдельных биологических поражающих агентов (риккетсий, прионов, бактерий, вирусов и др.).

Раздел 2   Государственная система обеспечения безопасности населения

Тема 2.1. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

Студент должен:

знать:

- права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций;

уметь:

- организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Содержание учебного материала:

            Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), история ее создания, структура, силы и средства, предназначение, решаемые задачи по защите населения от чрезвычайных ситуаций; структура. Права и обязанности граждан РФ в области защиты населения и территории от чрезвычайных ситуаций. Содержание учебного материала:

МЧС России – федеральный орган управления в области защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

Самостоятельная работа. ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». – 2 часа. Полиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. – 2 часа

Тема 2.2. Гражданская оборона – составная часть

обороноспособности страны

Студент должен:

знать:

- основные мероприятия гражданской обороны по защите населения от последствий чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени;

- способы защиты и оповещения населения в чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени;

- основные мероприятия, проводимые государственными службами, по охране населения в чрезвычайных ситуаций мирного времени

уметь:

- использовать средства индивидуальной и коллективной защиты в чрезвычайных ситуациях;

- действовать по сигналу «Внимание, Всем!»

- организовывать и проводить мероприятия по защите населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций.

Содержание учебного материала:

Гражданская оборона (ГО), история её создания, предназначение и задачи по обеспечению защиты населения от опасностей, возникающих при ведении боевых действий или вследствие этих действий. Организация и структура управления ГО.

Современные средства поражения и их поражающие фактор: ядерное, химическое, бактериологическое оружие; современные средства поражения. Проводимые мероприятия по защите населения от современных средств поражения.

Оповещение и информирование населения об опасностях, возникающих в чрезвычайных ситуациях военного и мирного времени.

Организация инженерной защиты населения от поражающих факторов чрезвычайных ситуаций военного и мирного времени.

Защитные сооружения гражданской обороны. Основное предназначение защитных сооружений гражданской обороны. Виды защитных сооружений. Правила поведения в защитных сооружениях.

Средства индивидуальной защиты населения. Основные средства защиты органов дыхания и правила их использования. Средства защиты кожи. Медицинские средства защиты и профилактики. Эвакуация населения. Организация и проведение эвакуации. Назначение и работа эвакокомиссий. Обязанности и правила поведения населения при эвакуации.

Организация гражданской обороны в образовательных учреждениях, её предназначение.

Правила безопасного поведения при угрозе террористического акта, при захвате в качестве заложника. Меры безопасности населения, оказавшегося на территории военных действий.

Практическая работа №4  «Изучение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций».

 Практическое занятие № 5  « Изучение первичных средств пожаротушения» Самостоятельная работа. Аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые  в зонах чрезвычайных ситуаций. Организация и содержание аварийно-спасательных работ. Санитарная обработка людей после пребывания их в зонах заражения. – 2 часа.

 Самостоятельная работа.  Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени. – 2 часа. Служба скорой медицинской помощи.  Другие государственные службы в области безопасности. – 2 часа

            Контрольный тест по  теме: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях».

Раздел 3. Основы медицинских знаний

Тема 3.1. Первая медицинская помощь при несчастных случаях и заболеваниях

Студент должен:

знать:

- методы и средства оказания первой медицинской помощи при ранениях, несчастных случаях;

- наиболее распространенные инфекционные заболевания, причины их возникновения, меры профилактики;

уметь:

-  проводить непрямой массаж сердца и искусственное дыхание;

- проводить профилактические мероприятия в борьбе с инфекционными болезнями

Содержание учебного материала: Острая сердечная недостаточность, инсульт, профилактика. профилактические мероприятия в борьбе с инфекционными болезнями; непрямой массаж сердца и искусственное дыхание.

Практическая работа № 6 «Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания»

             Практическая работа № 7 « Изучение и оказание первой помощи при ранениях и кровотечениях»

Тема 3.2.Первая медицинская помощь при травмах

Студент должен:

знать:

- методы средства оказания первой медицинской помощи при возможных травмах на производстве;

-  требования по технике безопасности на рабочем месте;

уметь:

- оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при травмах;

Содержание учебного материала:

Ранения, их виды.  Первая медицинская помощь при ранениях. Профилактика осложнения ран. Общие требования к технике безопасности при работе с электрическими приборами, режущими инструментами во время работы.

Поражение человека электрическим током, оказание первой медицинской помощи.

Травматический шок, его профилактика.

Производственные травмы: порезы, ушибы, вывихи, растяжения связок; переломы костей скелета человека.

            Кровотечения, их виды. Первая медицинская помощь при кровотечениях.

Первая помощь при переохлаждении, обморожении; тепловом и солнечном ударах. Оказание первой медицинской помощи утопающему.

Первая помощь при укусах животных и насекомых.

Практическая работа № 8  « Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при различных видах травм»

Самостоятельная работа.  Инфекционные заболевания, эпидемии и их профилактика.– 2ч.

Самостоятельная работа.  Меры профилактики производственного травматизма. – 2 часа.

Контрольная работа № 2. «Основы медицинских знаний»

Раздел 4. Обеспечение личной безопасности и

 сохранение здоровья

Тема 4.1. Здоровье и здоровый образ жизни

Студент должен:

знать:

- основные положения о здоровье и  здоровом образе жизни и личной гигиены;

уметь:

- планировать свой режим дня, рационально сочетая в нем умственные и физические нагрузки;

- составлять рацион питания.

- поддерживать необходимый уровень своего здоровья – работоспособность;

Содержание учебного материала:

Здоровый образ жизни как средство сохранения и укрепления индивидуального здоровья. Основные критерии здоровья. Влияние окружающей среды на здоровье человека.

Факторы, способствующие укреплению здоровья.

Рациональное питание и его значение для здоровья и работоспособности человека. Гигиена питания.

Самостоятельная работа.  Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.  Режим труда и отдыха.  Биологические ритмы и трудоспособность человека. – 2 часа.

Тема 4.2. Вредные привычки и их профилактика

Студент должен:

знать:

-  о влияние на здоровье человека вредных привычек;

- о значении профилактики вредных привычек для сохранения здоровья;

уметь:

- противостоять вредным привычкам;

- проводить профилактические мероприятия за здоровый образ жизни.

Содержание учебного материала:

Вредные привычки, их влияние на здоровье человека. Профилактика  вредных привычек.

         Алкоголь и его влияние на здоровье человека.

         Курение и его влияние на состояние здоровья.  Табачный дым и его составные части. Влияние курения на нервную систему, сердечнососудистую систему. Пассивное курение и его влияние на здоровье.

            Наркотики. Наркомания и токсикомания, общие понятия и определения.

             Презентации о профилактике вредных привычек

Самостоятельная работа.  –  2 часа. Социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Правовые основы об ограничении курения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании.

Тема 4.3. Нравственность и здоровье. Репродуктивное здоровье

Студент должен:знать:

- основные понятия репродуктивного здоровья;

- меры профилактики венерических болезней;

уметь:

- соблюдать правила личной гигиены;

- проводить профилактические мероприятия за здоровый образ жизни.

Содержание учебного материала:

            Репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества. Правила личной гигиены. Гигиена одежды.

            Болезни, передаваемые половым путём. Меры профилактики. Уголовная ответственность за заражение венерической болезнью.

            ВИЧ – инфекция и СПИД, краткая характеристика и пути заражения. Профилактика  СПИДа. Ответственность за заражение ВИЧ – инфекцией.

            Самостоятельная работа.  Семья в современном обществе. Семейное законодательство Российской Федерации. Брак и семья.  Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей. – 2 часа.

Тема 4.4 Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств)

Студент должен:

знать:

- основные правила безопасности дорожного движения;

- меры предотвращения аварийных ситуаций на транспорте;

уметь:

соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);

– адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;

– прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).

Раздел 5. Основы обороны государства и

воинская обязанность.

Тема 5.1. История создания Вооруженных Сил России.  Государственные и воинские символы.

Студент должен:

знать:

- основные требования Концепции национальной безопасности и Военной доктрины Российской Федерации

- виды и рода  войск Вооруженных Сил Российской Федерации;

уметь:

- развивать в себе необходимые познавательные качества, отвечающие требованиям

военной службы.

 

Содержание учебного материала:

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, их структура и предназначение. Виды Вооруженных Сил РФ и рода войск.

Самостоятельная работа.  Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформы Вооруженных Сил. – 2 часа.

Тема 5.2. Функции и задачи ВС РФ. Организационная структура  Вооруженных Сил  РФ..

Содержание учебного материала:

Создание советских Вооруженных Сил, их структура и предназначение.

Вооруженные Силы Российской Федерации, их структура и предназначение. Виды Вооруженных Сил РФ и рода войск.

Тема 5.3    Воинская обязанность. Организация воинского учета.

Студент должен:

знать:

- основные понятия воинской обязанности граждан;

- общие требования к уровню подготовки призывника;

уметь:

- развивать в себе необходимые физические качества, отвечающие требованиям военной службы.

Содержание учебного материала:

Основные понятия о воинской обязанности. Воинский учет. Организация воинского учета и его предназначение. Первоначальная постановка граждан на воинский учет. Обязанности граждан по воинскому учету. Организация медицинского освидетельствования граждан при первоначальной постановке на воинский учет.

Призыв на военную службу. Обязанности военнослужащих.

Прохождение военной службы по контракту. Основные условия и требования, предъявляемые к гражданам, поступающим на военную службу по контракту. Сроки военной службы по контракту. Права и льготы.

Альтернативная гражданская служба. Основные условия и требования, предъявляемые  к гражданам, для прохождения альтернативной гражданской службы.

Самостоятельная работа.  Обязательная подготовка граждан к военной службе.  Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Общие права и обязанности военнослужащих. – 2 часа.

Тема 5.3. Военнослужащий – защитник своего Отечества. Боевые традиции ВС РФ.

Студент должен:

знать:

- правовые основы военной службы и порядок её прохождения;

уметь:

- развивать в себе необходимые психологические и профессиональные качества, отвечающие требованиям военной службы.

Содержание учебного материала:

Воинский долг - священная обязанность Отечеству, его вооруженной защите. Особенности воинского коллектива.

Статус военнослужащего, его права, свободы и обязанности, льготы представляемые военнослужащим.

Уголовная ответственность за преступления против военной службы.

Самостоятельная работа.  Боевое Знамя воинской части - особо почетный знак, отличающий особенности боевого предназначения. Ордена – почетные награды за воинские отличия и заслуги в бою и военной службе. – 2 часа.

Самостоятельная работа.  Ритуал приведения к воинской присяге.

Запас Вооруженных сил РФ, его предназначение. – 2 часа.

Самостоятельная работа.  Конституция РФ  и Законы "Об обороне", "О статусе военнослужащих",   "О воинской обязанности и военной службе".– 2 часа.

                                                                                Тематический план


 

 

Наименование разделов и тем

 

Макси

мальная  нагрузка студента,

 час

Количество аудиторных часов при очной форме обучения

Самостоя

тельная работа

Всего

Практические занятия

1

2

3

5

6

Раздел 1

Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях

 

 

44

 

        30

 

6

 

10

Тема 1.1

 Опасные и чрезвычайные ситуации природного,  техногенного и социального характера; поведение человека в этих ситуациях.

 

12

 

12

 

6

 

 

 

1.1.1. Потенциальные опасности и их последствия в профессиональной деятельности

2

2

 

 

1.1.2 Характеристика ЧС природного характера

2

2

 

 

1.1.3. Практическая работа  « Изучение и отработка моделей поведения в условиях чрезвычайных ситуаций природного характера»

2

2

2

Пр.работа №1

 

1.1.4. Практическая работа  «Изучение и отработка моделей поведения  в условиях ЧС  техногенного характера»

2

2

2

Практическая работа №2

 

1.1.5. Терроризм и меры по его предупреждению.

2

2

 

 

1.1.6 Роль несовершеннолетних в возникновении опасных ситуаций социального характера.  Изучение способов бесконфликтного общения и саморегуляции.

2

2

 

 

Тема 1.2

Способы защиты населения от оружия массового поражения

 

6

 

 

6

 

 

 

 

1.2.1. Характеристики ядерного и биологического оружия. Способы защиты населения.

2

2

 

 

1.2.2.Характеристики химического оружия. Способы защиты населения при отравлении СДЯВ.

2

2

 

 

1.2.2. Практическая работа  « Изучение и использование средств индивидуальной защиты от поражающих факторов в ЧС мирного и военного времени»

2

2

2

Практич. Р. № 3

 

Раздел 2

Государственная система обеспечения безопасности населения

6

6

 

6

Тема 2.1

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

 

6

 

 

6

 

 

 

2

2.1.1Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС).

2

2

 

 

2.1.2.Государственные службы по охране здоровья и безопасности граждан

2

2

 

 

2.1.3.Принципы обеспечения устойчивости работы объектов экономики в условиях ЧС

2

2

 

 

Тема 2.2

Гражданская оборона – составная часть оборонной способности страны

 

18

 

6

 

4

 

4

2.2.1. Понятия, основные задачи и  организационная структура гражданской обороны. Мероприятия проводимые ГО.

2

2

 

 

2.2.2. Практическая работа   «Изучение мероприятий по защите работающих и населения от негативных воздействий чрезвычайных ситуаций».

2

 2

2

Практическая работа №4

 

2.2.3. Практическая работа     « Изучение первичных средств пожаротушения»

 Контрольный тест по теме: «Безопасность и защита человека в опасных и чрезвычайных ситуациях»

2

2

Практическая работа № 5

 

Раздел 3

Основы медицинских знаний

 

 

26

 

18

 

6

 

4

Тема 3.1

Первая медицинская помощь при несчастных случаях и заболеваниях

 

16

 

8

 

4

 

2

Тема 3.1.1. Общие правила оказания первой медицинской  помощи. ПМП при инфаркте и инсульте, травматическом шоке.

2

2

 

 

Тема 3.1. Практическая работа  «Изучение и освоение основных способов искусственного дыхания»

2

2

Пр.р №6

 

Тема 3.1.3. МПМ при попадании  инородных тел в верхние дыхательные пути. ПМП при утоплении, заваливании  землей.  

2

2

 

 

Тема 3.1.4 Виды кровотечений. Практическая работа « Изучение и оказание первой помощи при ранениях и кровотечениях»

2

2

Пр.р.№ 7

 

 

Тема 3.2.

Первая медицинская помощь при травмах

 

10

 

10

 

2

 

4

Тема 3.2.2. Практическая работа  « Изучение и освоение основных приемов оказания первой помощи при различных видах травм»

2

2

Пр.р № 8

 

Тема 3.2.3  ПМП при электротравмах.  Общие требования к технике безопасности при работе с электрическими приборами, режущими инструментами во время работы.

2

2

 

 

Тема 3.2.4 ПМП при ожогах и обморожениях.

2

2

 

 

Тема 3.2.5 ПМП при укусах животными  и жалящими  насекомыми.

2

2

 

 

Тема 3.2.6 ПМП при отравлениях.  Контрольный тест по теме: «Основы медицинских знаний».

2

2

 

 

Раздел 4

Обеспечение личной безопасности и сохранение здоровья

 

 

18

 

12

 

0

 

10

Тема 4.1

Здоровье и здоровый образ жизни

 

6

 

2

 

 

 

2

Тема 4.2

Вредные привычки и их

профилактика

 

6

 

2

 

 

 

2

Тема 4.3

Режим труда и отдыха

2

2

 

 

Тема 4.4.

Нравственность и здоровье. Репродуктивное здоровье.

 

6

 

2

 

 

 

2

Тема 4.5. Гигиена питания

2

2

 

 

Тема 4.6 Правила и безопасность дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств).

4

2

 

2

Раздел 5

Основы обороны государства и воинская обязанность

 

 

15

 

8

 

0

 

5

Тема 5.1

История создания Вооруженных Сил России.  Государственные и воинские символы.

 

4

 

2

 

 

 

 

Тема 5.2

Функции и задачи ВС РФ. Организационная структура  Вооруженных Сил  РФ.

2

2

 

 

Тема 5.3

Воинская обязанность. Организация воинского учета.

 

5

 

2

 

 

 

Тема 5.4

Военнослужащий – защитник своего Отечества. Боевые традиции ВС РФ.

 

6

 

2

 

 

 

Зачет

2

2

 

 

Итого

 

105

70

16

35

Самостоятельные работы

Раздел

тема

Раздел 1. Безопасность и защита человека в опасных и

 чрезвычайных ситуациях – 10 ч.

 

Краткая характеристика опасных ситуаций социального характера. Криминогенная обстановка в местах проживания, правила безопасного поведения в местах повышенной криминогенной опасности: рынок, общественный транспорт, подъезд дома, лифт, стадион.

История разработки биологического оружия, генетическое оружие, воздействие на организм отдельных биологических поражающих агентов (риккетсий, прионов, бактерий, вирусов и др.). Тренинг бесконфликтного общения.

Реферат. Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени 

 

Раздел 2   Государственная система обеспечения безопасности населения – 6 ч

 

ФЗ «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». – 2 часа. Полиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств. – 2 часа

Правовые основы организации защиты населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций мирного времени. – 2 часа. Служба скорой медицинской помощи.  Другие государственные службы в области безопасности. – 2 часа

Доклад. Роль антропогенного фактора в возникновении чрезвычайных и опасных ситуаций (деятельность АЭС, химическое производство, товаров массового потребления и т. д. ПДК токсических выбросов и уровни энергетических загрязнителей. Меры по охране окружающей среды.

Доклад. Полиция в Российской Федерации – система государственных органов исполнительной власти в области защиты здоровья, прав, свободы и собственности граждан от противоправных посягательств

Конспект. Служба скорой медицинской помощи. Другие государственные службы в области безопасности

Раздел 3. Основы медицинских знаний

4 ч.

Инфекционные заболевания, эпидемии и их профилактика.– 2ч.

Меры профилактики производственного травматизма. – 2 часа.

 

Раздел 4. Обеспечение личной безопасности и

 сохранение здоровья

10

Двигательная активность и закаливание организма. Занятия физической культурой.  Режим труда и отдыха.  Биологические ритмы и трудоспособность .

Социальные последствия употребления алкоголя, снижение умственной и физической работоспособности. Правовые основы об ограничении курения. Социальные последствия пристрастия к наркотикам. Профилактика наркомании. –

Семья в современном обществе. Семейное законодательство Российской Федерации. Брак и семья.  Условия и порядок заключения брака. Личные права и обязанности супругов. Имущественные права супругов. Права и обязанности родителей.

Раздел 5. Основы обороны государства и

воинская обязанность.

5

Функции и основные задачи современных Вооруженных Сил России, их роль и место в системе обеспечения национальной безопасности. Реформы Вооруженных Сил.

Обязательная подготовка граждан к военной службе.  Добровольная подготовка граждан к военной службе.

Общие права и обязанности военнослужащих.

Конституция РФ  и Законы "Об обороне", "О статусе военнослужащих",   "О воинской обязанности и военной службе".

 

3. Условия реализации учебной дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета по экологии;

Оборудование учебного кабинета:

  • посадочные места по количеству обучающихся;
  • рабочее место преподавателя, оборудованное персональным компьютером с лицензионным или свободным программным обеспечением, соответствующим разделам программы и подключенным к сети Internet и средствами вывода звуковой информации;

Технические средства обучения:

  • мультимедиапроектор или мультимедийная доска.

Наглядные пособия:

Плакаты по  ОБЖ

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Для обучающихся

Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2014 – 288с.

Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, ЕЛ. Побежимова – 3-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 144с.

Сапронов Ю.Г.  Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ Ю.Г. Сапронов – 3-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 336с.

Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2005.

Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2005.

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10—11 кл. – М., 2005.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл. – М., 2003.

100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. – М., 2006.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., перераб. – М., 2007.

Армия государства Российского и защита Отечества / Под ред. В.В.Смирнова. – М., 2004.

Для преподавателей

Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1993—2007.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10 кл. – М., 2003.

Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10—11 кл. / А.Т.Смирнов, М.В.Маслов; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2002.

Большой энциклопедический словарь. – М., 1997.

Васнев В.А. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А.Васнев, С.А.Чиненный. — М., 2002.

Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2000. – № 5.

Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А.Дуров. – 2-е изд., доп. – М., 2003.

 Дуров В.А. Отечественные награды / В.А.Дуров. — М.: Просвещение, 2005.

Конституция Российской Федерации (действующая редакция).

Концепция национальной безопасности Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2000. – № 2.

Лях В.И. Физическая культура: Учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учреждений / В.И.Лях, А.А.Зданевич; под ред. В.И.Ляха. — М., 2006—2007.

Основы безопасности жизнедеятельности: справочник для учащихся / [А.Т.Смирнов, Б.О.Хренников, Р.А.Дурнев, Э.Н.Аюбов]; под ред. А.Т.Смирнова. – М., 2007.

Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В.Петров, В.Г.Бубнов. – М., 2000.

Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).

Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: учеб. для 10—11 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, П.В.Ижевский; под общ. ред. А.Т.Смирнова. – 6-е изд. – М., 2006.

Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).

Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, Е.Л. Побежимова. – 4-е изд. – М.: Издательский центр «Академия», 2014 – 288с.

Косолапова Н.В. Безопасность жизнедеятельности. Практикум: учеб. Пособие для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ Н.В. Косолапова, Н.А. Прокопенко, ЕЛ. Побежимова – 3-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 144с.

Сапронов Ю.Г.  Безопасность жизнедеятельности: учебник для студ. Учреждений сред. Проф. образования/ Ю.Г. Сапронов – 3-е изд., - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 336с.

Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 10 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2005.

Основы безопасности жизнедеятельности. Учебник 11 кл. Под ред. Воробьева Ю.Л. – М., 2005.

Топоров И.К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации. 10—11 кл. – М., 2005.

Смирнов А.Т., Мишин Б.И., Васнев В.А. Основы безопасности жизнедеятельности. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни. 10—11 кл. – М., 2003.

100 вопросов — 100 ответов о прохождении военной службы солдатами и сержантами по призыву и по контракту: Сборник. – М., 2006.

Смирнов А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности: учеб. для учащихся 10 кл. общеобразоват. учрежд. / А.Т.Смирнов, Б.И.Мишин, В.А.Васнев; под ред. А.Т.Смирнова. — 8-е изд., перераб. – М., 2007.

Армия государства Российского и защита Отечества / Под ред. В.В.Смирнова. – М., 2004.

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Требования к результатам обучения

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

            В результате изучения учебной дисциплины «Основы безопасности жизнедеятельности» обучающийся  должен:

знать:

  • основные составляющие здорового образа жизни и их влияние на безопасность жизнедеятельности личности; репродуктивное здоровье и факторы, влияющие на него;
  • потенциальные опасности природного, техногенного и социального происхождения, характерные для региона проживания;
  • основные задачи государственных служб по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • основы российского законодательства об обороне государства и воинской обязанности граждан;
  • порядок первоначальной постановки на воинский учет, медицинского освидетельствования, призыв на военную службу;
  • состав и предназначение Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • основные права и обязанности граждан до призыва на военную службу, во время прохождения военной службы и пребывания в запасе;
  • основные виды военно-профессиональной деятельности; особенности прохождения военной службы по призыву и контракту, альтернативной гражданской службы;
  • требования, предъявляемые военной службой к уровню подготовленности призывника;
  • предназначение, структура и задачи РСЧС;

предназначение, структура и задачи гражданской обороны;

правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);

уметь:

  • владеть способами защиты населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • оказывать первую помощь пострадавшим;
  • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  • оценивать уровень своей подготовленности и осуществлять осознанное самоопределение по отношению к военной службе.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • для ведения здорового образа жизни;
  • оказания первой медицинской помощи;
  • развития в себе духовных и физических качеств, необходимых для военной службы;
  • вызова (обращения за помощью) в случае необходимости соответствующей службы экстренной помощи.
  • соблюдать правила безопасности дорожного движения (в части, касающейся пешеходов, велосипедистов, пассажиров и водителей транспортных средств);
  • – адекватно оценивать транспортные ситуации, опасные для жизни и здоровья;
  • – прогнозировать последствия своего поведения в качестве пешехода и (или) велосипедиста и (или) водителя транспортного средства в различных дорожных ситуациях для жизни и здоровья (своих и окружающих людей).

Формы проведения текущего, промежуточного и итогового 

контроля знаний студентов

Текущий контроль знаний осуществляется для всех студентов колледжа, обучающихся по основным образовательным программам в соответствии с требованиями ГОС, ФГОС СПО.

Текущий контроль проводится в пределах учебного времени, отведенного  на соответствующую учебную дисциплину, профессиональный модуль как традиционными, так и инновационными методами, включая компьютерные технологии.

Текущий контроль знаний проводится на любом из видов учебных занятий. Методы текущего контроля выбираются преподавателем, исходя из специфики учебной дисциплины, сформированных профессиональных и общих компетенций. Преподаватель обеспечивает разработку и формирование блока заданий, используемых для проведения текущего контроля качества обучения.

Текущий контроль знаний имеет следующие виды:

 -  устный опрос на лекциях, практических и семинарских занятиях;

-  проверка выполнения письменных домашних заданий и практических работ;

-  защита практических;

-  контрольные работы;

-  тестирование;

-  контроль самостоятельной работы (в письменной или устной форме);

-  семинарские занятия;

Возможны и другие виды текущего контроля знаний, которые определяются преподавателями и методической службой колледжа.

Виды и сроки проведения текущего контроля знаний студентов устанавливаются программой учебной дисциплины, календарно-тематическим планом.

В начале учебного года или семестра преподаватель, по своему усмотрению, проводит входной контроль (срезы) знаний студентов, приобретённых на предшествующем этапе обучения. Показатели входного контроля знаний используются для коррекции процесса усвоения дидактических единиц и при анализе результативности изучения учебной дисциплины.

Обобщение результатов текущего контроля проводится 2 раза в семестр.

Результаты успеваемости за месяц каждого обучающегося и группы в целом предоставляются в форме ведомости преподавателями в учебную часть и кураторам.

Данные обобщаются, анализируются и вырабатываются  предложениями по повышению качества знаний, используются для обеспечения эффективной учебной работы студентов, своевременного выявления отстающих и оказания им содействия в изучении учебного материала, совершенствования методики преподавания учебных дисциплин, коррекции учебного процесса.

Промежуточный контроль знаний обеспечивает оперативное управление учебной деятельностью студента, ее корректировку и проводится с целью определения:

-  соответствия уровня и качества подготовки специалиста ГОС, ФГОС СПО;

-  полноты и прочности теоретических знаний по дисциплине;

-  сформированности профессиональных компетенций, умений применять полученные теоретические знания при решении практических задач;

-  сформированности общих компетенций.

Промежуточный контроль оценивает результаты учебной деятельности студента за семестр. Основными формами промежуточного контроля являются:

-  зачет/дифференцированный;

-  зачет по отдельной дисциплине.

Итоговая форма контроля Зачет (дифференцированный зачет)- это форма контроля, при помощи которого проверяется выполнение студентами усвоение учебного материала практических и семинарских занятий. Вопросы и практические задачи соответствуют примерному перечню вопросов к зачету (ГОС), формам контроля знаний (ФГОС).

В критерии оценки уровня подготовки студента на зачете входят:

- уровень освоения студентом материала, предусмотренного программой по учебной дисциплине;

- умения студента использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- обоснованность, четкость, краткость изложения ответа.

рабочая программа ОБЖ 70.doc (264704)