уроки биологии

                                                                                                                                                       Тип урока: комбинированная  лекция

Занятие проводилось на базе:
Сургутский нефтяной техникум (филиал) Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Югорский государственный университет»
 

                                                                                 Тема: Биосинтез белка.
Целеполагание:
создать условия для активной познавательной деятельности учащихся направленной на изучение строения молекулы ДНК, РНК, тРНК и развития представлений об этапах синтеза белков.  
Обеспечить усвоение учащимися Строения молекулы ДНК, её необходимости для строительства белков. Создать условия для  усвоения понятий: транскрипция, трансляция, ген, комплементарность, триплет и др. Отработать навыки теоретического синтеза полипептида .
Обеспечить условия для отработки навыков работы с учебником, работы в группе
Создать условия для  понимания информационной ценности ДНК, как материальной носительницы информации о строительстве белков; чувства ответственности за свою жизнь и здоровье.
Обеспечить условия для развития логического мышления на основе развития  памяти, внимания,  познавательных умений.
Создать условия для формирования навыков учебного сотрудничества; поиска информации; навыков формулирования и выражения своих мыслей; навыков планирования,  самооценивания и оценивая.

Ход урока:
1. Орг. Момент
 приветствие
2 .Актуализация знаний (шапка вопросов): по изученным темам: органические вещества клетки, строение клетки, обмен веществ и энергией в клетке напишите любой вопрос (условие: вопрос должен быть корректным). Обратите внимание на основные термины и понятия изученных тем, повторите. На выполнение задания 3 мин.
Вопросы складываются в шапку, затем вынимается вопрос (с закрытыми глазами)   - ученик отвечает. Первые  два ученика отвечают без оценки или им повышается балл. Остальные отвечают на оценку. (3-4 ученика)
Задание для 2-х команд:
1-я команда готовит вопросы по теме «клетка» и готовится отвечать по теме «обмен веществ и энергией». 5 вопросов.  2-я команда готовит вопросы по теме   «обмен веществ и энергией» и готовится отвечать по теме «клетка». ». 5 вопросов.
Команда сначала говорит,  кому в команде соперников задает вопрос,  затем задает вопрос. Отвечающий должен ответить сам (т.к. готовились), если ответа нет   - ответ дает этот же ученик после небольшого совещания с командой.  Каждый вопрос оценивается «5»  - самостоятельный ответ и  «3» ответ с подсказкой группы. На доске выписываются фамилии отвечающих уч-ся.
Вспомните,  как Ф.Энгельс  формулировал понятие  - «жизнь».

Работа в командах:
 (делим  группу на 2 команды: 1-я команда называет названия белков,  2-я называет функции).  Работа на оценку  - учащиеся называют белки – отвечающий,  функции, и наоборот.  (2-3 отвечающих).
 Т.Е. в 19 веке считалось, что основой жизни являются белки. 

Белки состоят из частей, которые называются? ….. (аминокислоты).

Хорошо ребята,  вы помните, что белки строятся в рибосомах. А где находится план, по которому аминокислоты  встают на то или иное место в полипептидной цепочке? Как происходит процесс  строительства белков?  (для формулирования темы)
3. Новый материал:
Итак, сформулируйте тему урока  (озвучивают)
Тема: Биосинтез белков.
Сформулируйте цель урока (то, что вы можете узнать на уроке). Самостоятельно (или  с помощью вопросов учителя)  формулируют цель:
1.    Какие этапы    необходимы для  синтеза белка
2.    Где записана информация о первичной, вторичной, третичной, четвертичной структуре белка?
Так как у нас 2 команды, каждая команда работает с учебником по своему вопросу
1ком . – этапы синтеза белка.(стр. 73-79)
2 ком – где записана информация о последовательности аминокислот в белках (стр. уч-ка 47 – 53)
Задание для 2-команды  Прочитайте текст,  обратите внимание на слова выделенные курсивом -  что они обозначают?  Обратите внимание на слова,  выделенные  жирным шрифтом бирюзовым цветом. Почему они выделены?   Сформулируйте  ответ на поставленный вашей группе вопрос.  Распределите роли в группе  и покажите: строение молекулы ДНК  и нуклеотидов, комплементарность.   На самостоятельную работу  10  мин.
 Задание для 1-команды  Прочитайте текст (стр. 73 -79 пар. 2.10),  обратите внимание на слова выделенные курсивом -  что они обозначают?  Обратите внимание на слова,  выделенные  жирным шрифтом бирюзовым цветом. Почему они выделены?   Сформулируйте  ответ на поставленный вашей группе вопрос.  Распределите роли в группе  и покажите: процесс транскрипции, трансляции; строение тРНК (её функцию).  На самостоятельную работу  10  мин.  
На подготовку команд 10 мин. На представление 10 мин.  Подготавливаются и показывают
 И так, возвращаясь к цели урока:
Где записана информация о структуре белков?  Выяснили? Достигли поставленной цели. Оформляем результат в тетради.
Информация о составе и структуре белков зашифрована в ДНК.
ДНК состоит из нуклеотидов.
Нуклеотид состоит из:
 1 азотистого основания (А,Г,Ц,Т)
2.Дезоксирибозы
3. остатка фосфорной кислоты
 Три последовательно расположенных нуклеотида  - это триплет,  это «имя» одной аминокислоты.
Комплиментарность – это свойство азотистых оснований дополнять друг друга. А-Т, Г-Ц всегда!!!
Ген – это последовательность нуклеотидов кодирующих один белок.
 Далее по такому же плану запись синтеза белка  (запись 5 мин)
Этапы теоретического синтеза белка. Как синтезируется белок в практике мы примерно представляем, благодаря работе команд.   
Попробуйте составить алгоритм (записать этапы) синтеза белка – индивидуальная работа, затем обсуждение в группе.
Возвращение к цели – посмотрите на цель урока – достигли  ли вы цели?
4. Закрепление:
Запись алгоритма и выполнение практической работы, с применением таблицы на стр. 75.  – сначала репродуктивно – по образцу на доске. Затем самостоятельно по вариантам. Первые 3 чел выполнившие правильно задание получают оценки «5».
На закрепление: какие новые слова, термины понятия вы запомнили – выписать слова на доске.  Выписанные слова нужно объяснить.  Не смотря в тетрадь или учебник.
Итог: вы познакомились со строением молекулы ДНК, узнали об этапах синтеза белка.
Рефлексия: что было самым трудным, что  не запомнилось?
Что было легким, что запомнилось?
Самооценка:  на какую отметку вы думаете, что поняли эту тему?
Проверочная работа по вариантам (по теме урока)
1 вар:
1.    Ген, триплет  2. Какую функцию выполняют тРНК?, какое они имеют строение?
3.    (общий)   Достроить цепочку ДНК и «синтезировать» белок
2 вар: 1. С помощью чего  кодируется информация о строении белков в клетках? 2. Комплементарность это?
Д/з пар. 2.10. знать строение ДНК, этапы синтеза белка, в рабочей тетради: стр49 №4, стр.50 №6,8. Стр.51 39,10,15 стр.53 3 16, стр.54 №18, пар.13 (в раб.тетр. к учебнику) . выучить этапы синтеза белка, знать термины./уч-к: Сивоглазов В.И. Биология. Общая биология. Базовый уровень: учеб. для 10-11 кл. – М.: Дрофа,2011 – 381с./
                                                                 

                                                    Приложение  - Задание для команды:
  Прочитайте текст,  обратите внимание на слова выделенные курсивом -  что они обозначают?  Обратите внимание на слова,  выделенные  жирным шрифтом бирюзовым цветом. Почему они выделены?   Сформулируйте  ответ на поставленный вашей группе вопрос.  Распределите роли в группе  и покажите: строение молекулы ДНК  и нуклеотидов, комплементарность.   На самостоятельную работу  10  мин.
4.    Вопрос:   Где записана информация о первичной, вторичной, третичной, четвертичной структуре белка?
 Задание команды:    Прочитайте текст (стр. 73 -79 пар. 2.10),  обратите внимание на слова выделенные курсивом -  что они обозначают?  Обратите внимание на слова,  выделенные  жирным шрифтом бирюзовым цветом. Почему они выделены?   Сформулируйте  ответ на поставленный вашей группе вопрос.  Распределите роли в группе  и покажите: процесс транскрипции, трансляции; строение т РНК (её функцию).  На самостоятельную работу  10  мин.  
Вопрос: Какие этапы    необходимы для  синтеза белка.

1-я команда готовит вопросы по теме «клетка» и готовится отвечать по теме «обмен веществ и энергией». 5 вопросов.

2-я команда готовит вопросы по теме   «обмен веществ и энергией» и готовится отвечать по теме «клетка». ». 5 вопросов.

урок синтез белка.docx (24973) - скачать одним файлом

Урок 1-2.pdf (277535)  Моногибридное скрещивание  

Урок 3, 4.pdf (228105) Анализирующее скрещивание, неполное доминирование

Урок 5, 6.pdf (203562) Дигибридное скрещивание

Уроки 7, 8.pdf (148457) Явление сцепленного наследования. Законы Т. Моргана

Урок 9, 10.pdf (476013) Генетика пола. Взаимодействие генов

Урок 11, 12.pdf (110048) Взаимодействие генотипа и среды