методика преподавания

Ненашева-Кручинкина Н.В.
Преподаватель Сургутского Нефтяного Техникума (филиал)
ФГБОУ ВПО ЮГУ.
Использование приёмов социо - игровой педагогики при изучении общеобразовательных дисциплин в СПО.

Целью среднего профессионального образования в настоящее время является подготовка интеллектуально развитых высококвалифицированных специалистов, способных к обучению в течение всей жизни. Новый Федеральный Государственный Образовательный Стандарт, поставил перед учреждениями СПО непростую задачу – формирование духовно богатой и творчески развитой личности учащегося (студента).
Достойное место в формировании ключевых компетенций студентов, при изучении дисциплин общеобразовательного цикла,  мог бы занять прием педагогической техники – драмогерменевтика,  элементы которой я ввожу на занятиях со студентами.  Основным приемом данного метода является «теория действий» - сумма психических, мыслительных, вербальных, невербальных, игротехнических и других творческих действий, направленных на самопонимание и  самокорректировку многих представлений  учащегося  и объединение их в целостную систему.
Понятие  «герменевтика»  (от греч. hermeneuo — разъясняю) это  искусство понимания как постижение смыслов и значения знаков [1, 1].  Как «искусство толкования»,   использовалась для интерпретирования текстов классической древности, библейской (богословской) литературы.
Использовать понятие герменевтики в педагогической практике предложил  В.М. Букатов [2,1], исходя из необходимости вовлечь учащихся в  образовательный процесс, сделать их творцом этого процесса, а не сторонними наблюдателями. Вся идея «социоигровой педагогики» направлена на сотворчество преподавателя и учащихся, в течение занятия. По словам В.М. Букатова «все сферы драмогерменевтики пронизаны очеловеченностью»,  и  поэтому одним из основных  положений  этой педагогической техники является «действенная выраженность» - необходимое желание учащихся выражать движениями процесс понимания.
Когда студенты становятся учащимися-импровизаторами, то интерес их к происходящему неизменно активизируется. Ученики-зрители начинают участвовать в  импровизационном  общении, настраиваясь на процесс извлечения  информации, а не безучастного созерцания  действий  у доски.
Так при изучении темы «Белки» студентам были  предложены карточки с заданиями для групп:
1. Даны атомы, входящие в молекулу: О, Н, С, N,  - постройте молекулу аминокислоты, задействуйте  каждого  участника команды. (Таким образом, чтобы практически  каждый  атом  был представлен студентом) – три команды.
2. Внимательно изучите раздел параграфа «строение белков», и, используя построенные студентами молекулы аминокислот,  постойте первичную структуру белка – одна команда.
Работа в команде подтолкнула ребят к совместному обсуждению строения молекул аминокислот (к самостоятельному и заинтересованному изучению учебника, обращению за разъяснениями  к преподавателю), к закреплению их строения (ведь они должны были представить молекулу, встав в определенном порядке, изменив пространственное положение своего тела). Далее работа продолжилась уже не в команде, а между командами, когда все вместе студенты представляли  (составляли) молекулу белка, под руководством студентов  второй  группы. В процессе выполнения задания студенты при неформальном общении  обменивались знаниями, корректировали свои действия  и выполняли это без давления со стороны преподавателя, самостоятельно, увлеченно.
На следующем этапе занятия студентам было предложено самостоятельно составить схему - конспект о строении белков.
Далее каждая команда получила задание изобразить (показать, графически изобразить и т.д.) функцию белка, не описывая её словами, с условием, чтобы остальные студенты  поняли и пояснили  комментариями функции белков. В процессе работы студенты исследовали текст, постоянно возвращаясь к нему для уточнения, закрепления и заполнения таблицы (таб.1).
Таблица 1
 

название белка свойства белка
   

Использование драмогерменевтической техники предполагает                         «разнообразие мизансцен».  «Как изменения позы, взгляда меняют микроситуации, так и изменения в размещении персонажей-участников вносят изменение в макроситуацию» [2,1] . Каждый преподаватель, как режиссер своего занятия, планирует и корректирует этапы занятия для достижения поставленных целей.  
Введение элементов драмогерменевтики  помогло изменить характер познавательной деятельности студентов  на занятии  - от репродуктивной до креативной. А так же позволило создать условия для развития самостоятельности при изучении нового материала   (от полностью управляемой до самостоятельной, эвристической деятельности); создать условия для рефлексии [3, 1].
В настоящее время проблемы модернизации содержания образования связаны с оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса, с переосмыслением его цели и результатов [4, 1]. Одним из способов оптимизации учебного процесса можно считать педагогическую технику -  драмогерменевтика.  Эта  педагогическая  техника имеет личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании, направлена  на гуманизацию и демократизацию воспитательного процесса, на формирование  у студентов системного мышления, коммуникативной, информационной культуры, творческой активности, умения анализировать результаты своей деятельности.

 

Литература:
1. Философская энциклопедия http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc_philosophy/253/
2. Ершова А.П., Букатов В. М. “Театральные подмостки школьной дидактики”, История социоигровой педагогики, драмогерменевтика http://biblioteka.teatr-obraz.ru/page/ershova-ap-bukatov-v-m-teatralnye-podmostki-shkolnoy-didaktiki-istoriya-socioigrovoy-pedagogiki
3. Гугнина О. В.  Драмогерменевтическая технология развития интереса к изучению истории у учащихся 8-9 классов /Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-dramogermenevticheskaya-tehnologiya-razvitiya-interesa-k-izucheniyu-istorii-u-uchaschihsya-8-9-klassov#ixzz3s2HwnzZH
4. Зимняя И.А. Исследования проблем качества подготовки специалистов. - М., 2004
 

 

программа саморазвития.docx (57978)